
|


|




|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Статьи | Методика математики | Дидактические требования к современному уроку. Основные типы уроков. |
 |
|
 |
|
Дидактические требования к современному уроку
четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с
развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и
целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков,
как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля
оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
- Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
- Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
| № п/п |
| ЭТАПЫ |
| Дидактические задачи |
| Показатели реального результата решения задачи |
| 1 |
| Организация начала занятия. |
| Подготовка учащихся к работе на занятии. |
| Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
| 2 |
| Проверка выполнения домашнего задания |
| Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. |
| Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
| 3 |
| Подготовка к основному этапу занятия. |
| Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. |
| Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
| 4 |
| Усвоение новых знаний и способов действий. |
| Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
| Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
| 5 |
| Первичная проверка понимания. |
| Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. |
| Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
| 6 |
| Закрепление знаний и способов действий |
| Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
| Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
| 7 |
| Обобщение и систематизация знаний. |
| Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. |
| Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
| 8 |
| Контроль и самопроверка знаний. |
| Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. |
| Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
| 9 |
| Подведение итогов занятий. |
| Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
| Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
| 10 |
| Рефлексия. |
| Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
| Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
| 11 |
| Информация о домашнем задании. |
| Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей |
| Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Этапы комбинированного урока:
- Организация начала урока
- Проверка выполнения домашнего задания
- Всесторонняя проверка знаний
- Подготовка к усвоению нового учебного материала.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
- Организация начала урока
- Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

|
 |
|
 |
 |